Контакт центр
Головной офис

+7 (495) 234 09 81

ПН-ПТ С 9:00 ДО 19:00

8 (800) 200 54 36

+7 (495) 539 54 36

Лучшее в блоге

Покупка произведений искусства: инвестиция или удовольствие?

Статья основателя компании “Арт Консул” и советника по искусству L’Hermitage Виктории Ступиной

Получайте свежие новости и аналитические отчёты в Facebook Messenger::

Добавить в Messenger

При очевидной нестабильности в мировой экономике, совокупный объем мирового рынка искусства стабильно растет и за прошлый год (2016) составил 45 млрд. долларов. По прогнозам департамента Deloitte Art & Finance количество UHTW увеличится к 2025 году на 41%. Очевидно, что если искусство сегодня имеет глобальный рынок, оно передается по наследству, торгуется, перемещается, хранится и экспонируется, страхуется и т.д., то есть все основания отнести его к категории полноценных инвестиционных инструментов.

Само понятие «инвестиция» подразумевает вложение капитала с целью получения прибыли. Для того, чтобы Ваше приобретение стало не просто предметом декора, а альтернативой другим активам при покупке должен быть соблюден определенный инвестиционный протокол. То есть ряд условий, которые позволяют оценить потенциальную ликвидность, спрогнозировать рост стоимости и адекватность ценового диапазона.

Основную информацию для анализа рынка дают официальные индикаторы, наиболее известный из которых это Mei Moses для международного рынка. Он охватывает информацию о более чем 40 тысячах произведений искусства, когда либо проданных на аукционных торгах. Для российского рынка искусства это индекс Artimx. Существуют также аналитические ресурсы и базы данных. Наиболее известные artprice.com и artnet.com по зарубежному и artinvestment.ru по русскому искусству. Изучение этих данных позволяет делать выводы о состоянии рынка в целом и факторах, влияющих на него.

Основным критерием при принятии решения о покупке искусства как инвестиции, это его максимально возможная ликвидность. Наличие международного рынка существенно влияет на этот показатель. Горизонт инвестирования в искусство традиционно составляет не менее 10 лет. Но для рынка современного искусства может быть и гораздо короче. Как показывает опыт западных банков, активно практикующих арт-банкинг, как правило клиенты держат в нетрадиционных активах от 10 до 20% портфеля.
Несмотря на то, что искусство, безусловно, проигрывает в ликвидности традиционным инструментам, есть и свои преимущества. Цены на искусство имеют низкую корреляцию с традиционными экономическими показателями, поскольку на этом рынке действуют другие законы. Эта особенность вызывает большой интерес к искусству как к инструменту диверсификации портфеля. По словам одного крупного Нью-Йоркского коллекционера «это неплохая альтернатива если вам все равно уже некуда деть часть вашего дохода. В конце концов, на акции смотреть не очень то приятно».
Однако, непрофессионалы, желающие сыграть в арт-инвестора, часто совершают одни и те же ошибки. И наиболее частая из них – это уверенность в том, что надо просто купить что-то очень дешевое и подождать пока оно вырастет в цене. По настоящему значимые для художественного рынка вещи стоят дорого и люди практически никогда не расстаются с ними за бесценок. А чтобы спрогнозировать динамику роста стоимости недооцененных сегодня художников, нужно обладать большим объемом инсайдерской информации, которая на арт рынке тоже есть.

В завершение темы хотела быть отметить, что истинные коллекционеры, извлечение прибыли из предмета своей страсти никогда ставят во главу угла. Более того, в их среде такой подход считается циничным и вызывает осуждение. При этом каждый коллекционер стремится пополнить собрание лучшим из того, что может себе позволить. А лучшее всегда будет расти в цене. Так что и они, в каком то смысле, «инвесторы по неволе».

Успех — это состояние

Присоединиться к L'Hermitage

Узнайте больше об услугах L'Hermitage

Мы доступны в Facebook Messenger

Написать нам
Заказать обратный звонок